На этом этапе ученик осваивает азы: конструкцию параплана, способы укладки после занятий, тренируется в поле, раз за разом поднимая крыло в полетное положение, привыкает к этому процессу и с каждым разом делает это все лучше и лучше. После это переходит к первым вылетам на параплане.
Если обучение на лебедке, то первые два-три вылета делаем в тандеме с инструктором, который после набора высоты передает ручки управления ученику и дает команды на повороты, корректируя действия ученика. Далее идут самостоятельные вылеты ученика с корректировками его действий по рации. Инструктор ведет ученика от взлета до приземления.
Если обучение проводится на склоне, то после успешного осваивания управления крылом на наземной подготовке, ученика переводят на большую высоту, откуда он может совершать свои первые взлеты и приземления. Это нужно, чтобы получить необходимые навыки для дальнейшего перехода на более сложные и ответственные этапы полетов.
Теоретическая подготовка
На первом этапе начинающий парапланерист многое о полетах узнает из книг и наших лекций. Во время теоретической подготовки в нашем клубе разбираются такие темы:
Помимо теории мы также предоставляем доступ к видео-урокам практического характера:
Наши курсанты в обязательном порядке проходят эти лекции, сдают тесты, чтобы перейти дальше.
Если вы не сможете учиться в нашем клубе из-за удаленности, то рекомендуем пройти теоретическую подготовку в любом случае!
Мы выделяем этот этап подготовки парапланеристов отдельным модулем в виду того, что в современных реалиях для многих людей, далеких от полетов на параплане, парапланеризм стал всего лишь видом развлечения, который не требует серьезной подготовки. Таким людям не нужны какие-то результаты или достижения такого опыта, когда они смогут самостоятельно летать в любом месте, им достаточно приехать на лебедку раз в месяц и совершить несколько вылетов на выходных, или же выехать в попсовое летное место, полетать под присмотром инструктора 2-3 дня и уехать назад. Для таких людей параплан стал аттракционом с повышенным выделением адреналина.
Для нашего клуба важны другие принципы и подходы к обучению, мы работаем так, чтобы из ученика сделать пилота. Мы переживаем за каждого курсанта и хотим помочь ему стать хорошим пилотом. Если мы видим, что ученику нужны были лишь красивые «фоточки с парапланчиками», то мы не пойдем с ним дальше, ему достаточно будет остановиться на первом модуле. Но если ученик серьезно подошел к делу и видно, что он хочет развиваться как пилот, мы с радостью продолжим работать с ним по программе точности приземления!
Это нужно, чтобы безопасно переходить к следующему этапу — полетам на параплане рядом со склоном или маршрутным полетам. После каждого полета необходимо совершать безопасное приземление, а для этого важно уметь делать это правильно и совершать приземление на довольно узкие площадки, куда без навыков приземления на параплане просто так не попадешь.
Неумение приземляться может привести к тому, что парапланерист будет постоянно перелетать зону посадки или не долетать до нее, а это ведет к тому, что можно повиснуть на деревьях или ЛЭП, попасть в здание или животных, приземлиться в реку или озеро. Все это может привести к серьезным травмам...
Поэтому мы выделяем отдельный модуль и под него — программу обучения: в ней есть практическая и теоретическая часть. В практической части 20 вылетов на лебедке с отработкой разных упражнений, которые помогут попадать в нужную точку.
В теоретической части у нас уже записан необходимый материал в формате видео-лекций и примеров с соревнований, чтобы наши ученики видели, как заходят на посадку спортсмены. Если вы не можете пройти курс посадки на точность в нашем клубе, рекомендуем для начала изучить наши лекции и в каждом полете применять полученные знания. Это вам поможет постепенно научиться этому делу!
На этом этапе мы приучаем курсанта к работе с крылом на склоне. В отличие от лебедки, где большую часть работы за пилота делает лебедка, на склоне необходимо делать все самому — выводить крыло ровно над головой, умело нагружать его, чтобы оно не выстреливало и не подбрасывало ученика, подбегать под консоль, если вывод был кривоватым. И этому надо учиться, чтобы совершать безопасный взлет на параплане со склона, здесь нужны умения и навыки!
Помимо взлета нам важно отработать с учениками приземление, чтобы это было просто и понятно. Опять же, в отличие от огромного поля, когда мы летаем на лебедке, которое позволяет приземляться где угодно, на склоне нет такой роскоши: на посадке будут встречаться кусты, русла речек, разные неровности рельефа, что в совокупности требует большей внимательности, концентрации и четкости в своих действиях. Этому необходимо учиться.
После закрепления нужных навыков на взлете и при приземлении, мы отрабатываем с учениками разные упражнения на маневрирование вдоль склона, чтобы ученик привыкал к работе с парапланом вблизи рельефа и в любой ситуации учитывал направление ветра. Этому способствуют регулярные слеты на небольшой высоте.
Для таких занятий мы выбираем пологие склоны в разных локациях: Сергиев Посад, Вяжи (Орловская область), Желохово (Калужская область), легушатники на Юце (Пятигорск) или в Чегеме (Кавказ).
На этом этапе важно понимать, что в воздухе находится не один ученик, а много других пилотов, что накладывает дополнительные требования к обучению и самому ученику. Помимо других пилотов нужно учитывать снос параплана при полете вдоль склона, силу ветра, технику выполнения маневров рядом со склоном. Все это входит в отдельную большую задачу по обучению.
Научившись безопасно парить вдоль склона, ученик преображается и начинает понимать смысл полетов на параплане. Оказывается, можно держаться в небе не 5 минут, спускаясь вниз, а намного дольше — можно летать часами! Во время парения парапланерист нарабатывает необходимые часы, чтобы привыкнуть к своему параплану, почувствовать его и научиться эффективно управлять им, чтобы удержаться в зонах подъема.
В подготовку включен большой объем лекций по полетам рядом со склоном, объясняются простые истины, которые очевидны со стороны, но не всегда понятны новичку: правила расхождения, вектора скоростей, способы обработки восходящих потоков и многое другое. Для тех, кто приходит к нам из других клубов, мы также даем доступ к нашим лекциям по аэродинамике, точности приземления, некоторым урокам по работе с крылом на земле. Все это требуется знать перед началом полетов у склона!
Освоив парение в динамических восходящих потоках и налетав не менее 30-50 часов, курсант может переходить к более серьезным полетам — полетам в термодинамике и термиках, где требуется хорошие навыки пилотирования. Как раз эти навыки и нарабатываются в полете у склонов в динамике. Помимо этого ученик совершенствует свои навыки по приземлению, начинает отрабатывать посадку на склоне, чаще всего это место взлета. Шаг за шагом техника пилотирования парапланом растет, ученик из неопытного курсанта становится пилотом, с которым не страшно летать рядом.
Обучение по этому блоку у нас проходит на выездах. Мы формируем группы до 10 человек и обычно выезжаем в такие места:
Довольно длительный этап подготовки, который может растянуться на 1-2 года, но это того стоит. Освоив полеты в термодинамике в будете на финишной прямой, что полноценно начать летать в термиках. Перед этим не плохо было бы пройти SIV курс (имитацию опасных режимов полета над водой), хоть это и полезный, но это не столь принципиальный блок подготовки, что при некоторых обстоятельствах, его можно не проходить.
Во время осваивания полетов в термиодинамике вы будете сталкиваться с разными нюансами полетов на параплане, и самый главный из них — умение активно управлять крылом. Это означает, что вы постепенно научитесь «держать» крыло так, что оно будет находиться всегда над головой, не уходя в спонтанную раскачку или крены — полет будет под вашим контролем. Освоим технику активного пилотирования вы становитесь довольно уверенным пилотом, которому нужны лишь небольшие подсказки и корректировки со стороны инструктора, чтобы освоить маршрутные полеты в термиках.
В рамках теоретической подготовки будет действовать все тот же блок лекций «Парение», в котором также разбираются вопросы управления крыла рядом со склоном, обработки термических восходящих потоков, правила расхождения с другими пилотами и тд. Наши ученики буду проходить его в любом случае, а вы можете оплатить доступ к этим лекциям и конспектировать их, чтобы лучше усвоить.
Полеты по этой части подготовки пилотов проходят в разных местах, но наиболее удачные из них — это некоторые старты в Крыму и Дагестане, Юца, Чегем, Вяжи и тд. Обучение проходит в формате парапланерных выездов.
SIV курс — программа имитации опасных режимов полета над водой. Сюда могут входить такие элементы:
Проводятся такие программы чаще всего в Олюденизе (Турция). Хотя сейчас появляются альтернативные варианты путем затягивания пилота на большую высоту а катером над озером в Белоруссии или Московской области.
В нашей программе подготовки пилотов мы не делаем большой упор на SIV курсы, но если будет возможность выезда, то рекомендуем его пройти. Это даст большую уверенность в собственных силах при полетах на парапланах, а самое главное — позволит безопаснее летать в термических потоках, полеты в которых сопряжены с большой турбулентностью и как результат — регулярным подскладываниям крыла.
Кроме этого отработанные упражнения по экстренному снижению влияют на безопасность полетов, если вдруг на маршруте встречается гроза, и ситуация в небе требует экстренного снижения, что не сделаешь без крутой спирали.
К этому этапу с полным осознанием дела ученик приходит ко второму-третьему году обучения, когда он действительно готов работать с крылом с ложных метеоусловиях, когда порой приходится бороться с погодой, чтобы держать крыло в рабочем состоянии. То, что мы говорим про активное управление, здесь приобретает полный смысл!
Но мало уметь активно пилотировать, нужно еще и правильно думать, чтобы успешно обрабатывать потоки, строить маршрут, находить новые зоны восходящих потоков. Все это требует времени и также обучения. По сути, этому мастерству можно учиться все время и всегда узнавать что-то новое, потому что каждое летное место по-своему уникально и требует особых знаний, которые появляются, когда начинаешь там летать.
Маршрутные полеты на равнине технически просты — выбрался под базу и лети, куда хочешь. Высоты всегда с избытком, такие полеты безопаснее, чем полеты в горах, когда часто полет проходит близко к скалам. Но и на равнине надо уметь читать рельеф и погоду, чтобы летать долго и далеко.
Всю теорию мы дает на лекциях, делимся своим опытом и заметками, которые приобрели за свою летную карьеру. Некоторые наши инструкторы летают на парапланах более 20 лет! Например, Виталий Передереев один из таких пилотов, он имеет несколько своих личных рекордов:
Другие пилоты тоже отличные парители в термиках, которые будут передавать свой опыт маршрутных полетов.
Преимущество маршрутных полетов на равнине в том, что стартовать можно с лебедки, в летний период отличная погода для совершенствования своих навыков! Помимо лебедки, маршруты можно летать и с горок из Орловской и Воронежской области, на Юце, в Крыму.
Если вы освоили полеты в горах, поняли структуру горно-долинных ветров, образование зон восходящих потоков и сливов, морально готовы к роторам, то вам не будет равных! Высшая степень мастерства и понимания погодных явлений.
Некоторые пилоты идут годами к тому, чтобы научиться летать в горах безопасно. Делают короткие вылазки на соседние хребты, постепенно расширяя свои возможности и опыт. Трудно сказать, сколько времени может уйти на реализацию этой задачи, если делать это самому.
Инструкторов, которые бы водили группы по сложным горам, тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Это сложно и опасно, а порой и трудно, когда кто-то из группы засядет в ущелье и его оттуда нужно эвакуировать.
Горы сопряжены с большими рисками. Чтобы здесь хорошо и безопасно летать, требуется серьезный опыт, начиная от 5 лет активных полетов на парапланах в термичку (для среднестатистического пилота).
Можно летать за более опытным пилотом, который покажет правильную траекторию полета, чтобы затронуть те зоны, где есть восходящие потоки и обойти те зоны, где могут встретиться ротора. Обычно, в обучении так и действуем, берем более менее подготовленную группу и начинаем шаг за шагом осваивать какой-то район полетов.
Второй вариант освоить полеты в горах — это участвовать на соревнованиях в соответствующих местах. Там десятки пилотов будут показывать как и куда нужно летать. Но на соревнованиях у пилота одна задача — быстрее всех прилететь на финиш. И поэтому иногда правила безопасности отходят на второй план, что опять же сопряжено с большими рисками. Если осваивать соревнования постепенно, то они помогут понять, как летать в горах. Тут не будет одного инструктора, который будет водить вас за собой и разбирать ваши ошибки, тут каждый пилот настроен на победу и ему конкуренты не нужны, но после удачного таска в непринужденной обстановке можно что-то выудить у опытных спортсменов, что поможет летать эффективнее и безопаснее.
В нашем клубе есть пилоты, которые предпочитают летать с парамотором. Это немножко другая философия полета, и поэтому у такого пилота другие приоритеты, отличные от пилота маршрутника. В этом нет ничего страшного — все люди разные.
Тот, кто решил для себя, что будет летать с парамотором, может также обращаться в наш клуб для обучения. Наша программа обучения полетам на мотопараплане состоит из трех этапов (модулей). Первые два точно такие же, как и для пилота свободника: научиться управлять парапланом (модуль № 1) и научиться точности приземления (Модуль № 2). После этого мы переходим к занятиям на парамоторе.
Первые два модуля обучения проходятся на клубном оборудовании. Но к моменту перехода на моторное обучение у курсанта должно быть свое крыло и свой парамотор. Обычно это оборудование заказывается к середине обучения на первом модуле, и к завершению точности приземления курсант получает свой новенький парамотор и крыло, чтобы приступить к осваиванию этой техники.
Такой подход к обучению позволяет более безопасно и эффективно освоить азы, а после уже перейти на моторные полеты на параплане. Если начинать сразу с мотором, то очень большие риски получить травму или повредить свое оборудование из-за отсутствия техники управления крылом на земле и техники пилотирования в воздухе.
Благодаря такому подходу, уменьшается количество поломанных винтов и порванных строп на параплане. Например, винт для парамоториста — это расходник. Стоимость одного деревянного винта, округлим, 6000 руб. Сломал пять винтов — потерял 30 000 руб, а примерно столько стоит первая ступень в нашем клубе. Так лучше с умом потратить эти деньги, и получить правильные навыки управления крылом, чем пустить их на ветер и на «набивание шишек».
Понимая это, мы предлагаем ступенчатую систему обучения, когда ученик сначала осваивает управление парапланом без мотора — это намного легче и проще, а потом лишь доучивается работать с крылом при наличии парамотора на спине, а это плюс 30 кг на ваших плечах.
Мы ни в коем случае не навязываем эту систему обучения вам, но если она вам близка по духу и своей концепции «от простого к сложному», то будем рады научить вас летать!