Всем привет, меня зовут Виталий Передереев. Представляете, до 2023 года я никогда не был в Бире! Да, сапожник без сапог... Странно, что человек, занимающийся парапланами, только на 23-й год полетов посетил это потрясающее место.
Конечно, были свои причины откладывать поездку. Какие-то причины реальные, а какие-то просто высосаны из пальца. Из объективных причин: просто не было времени отвлечься от своих проектов — парапланерный магазин paradrive, система А/Б-тестов для повышения конверсии лендингов, разработка собственной CRM системы, упор на обучение полетам на параплане. На все это уходило и время, и деньги.
А вот причины, которые были «отговорками»:
- Я не ем острое и очень боюсь, что там не смогу нормально питаться и хорошо себя чувствовать
- Я боюсь змей, а в Индии полно ядовитых змей, и самые страшные из них — кобры. Ну очень боюсь кобр
- Там бесстрашные орлы и грифы, которые влетают в стропы парапланеристам
- В горах водятся тигры и медведи
- А еще в Индии все в проводах, и безопасно летать не представляется возможным
В общем, страхов полный короб, но при этом кому-то они мешают ехать в Бир, а сотням пилотам в год — нет. Так и жил я с мыслю, что Бир — это не для меня, пока наши друзья Вера и Егор не решили поехать туда.
Полтора месяца на размышления... и вот, уже покупаются билеты, оформляется виза, готовится план поездки. Да, мы едем в Бир!!!
Перелет Москва-Дели, такси Дели-Бир — сутки в пути, и вы попадаете в парапланерный рай, где время течет спокойнее, где нет спешки и суеты — все идет своим чередом и «локалы» это хорошо понимают. К этому привыкаешь не сразу, но спустя неделю погружаешься в это течение, и все ритмы синхронизируются с местным порядком.
Наши даты поездки попали на первую половину ноября. Многие пилоты говорят, что это не самое лучшее время для полета, погода становится хуже. Да, если сравнивать треки пилотов от октября, то там встречаются действительно впечатляющие маршруты по 200 км и 7 часов в воздухе.
Я летал в ноябрьском Бире поменьше — в среднем вышло 4,5 часа в день. И мне этого хватило, чтобы насладиться Биром в полной мере.
Итак, летал я на двухрядном Niviuk Peak-6 (En-D), налет на этом крыле до Бира составил 25 часов, примерно 20 из них в Чегеме. За 12 летных дней в Бире я налетал 55 часов и около 1000 км маршрутов. Мой лучший результат за время выезда — FAI треугольник 110 км, что для ноября довольно приличный результат.
Сравнивая треки других пилотов в xcontest.org был всегда в десятке, а порой и был лучшим по дню из тех пилотов, которые выкладывают свои треки. В общем, моего уровня достаточно, чтобы держаться в лидерах, хотя у каждого пилота свои задачи на день, но каждый пытается выжимать из погоды максимум.
Для первого выезда в Бир я не стал аккуратничать и привыкать к горам, летая вдоль основного хребта. В первый же день полез в большие горы за задником. Мне ребята рассказали о некоторых местных особенностях про ветра, долины, провода и примерные маршруты в разные стороны. Этого хватило, чтобы довольно спокойно себя чувствовать рядом с пятитысячниками. Виды там открываются уникальные, красота невероятная, хотя наш Чегем ничуть не хуже, но он другой. О разнице полетов в Бире и Чегеме я, скорее всего, напишу отдельную статью. Думаю, пилотам будет интересно почитать.
Статистика по погоде: из 14 дней выезда только один был нелетным, так как шел дождь. Все остальные дни были летными, но конечно же, не все были бомбическими. Перед приходом теплого фронта, который принес один день непогоды, погода медленно «сдувалась» и это можно заметить по длине треков. После дождя погода стабилизировалась и практически не менялась день ото дня. Инверсия стояла примерно на 2800 метрах, ее приходилось пробивать, долго разжевывая потоки в первой половине дня, но как только пробивал инверсию, можно было лететь дальше в горы и спокойно делать интересные маршруты.
За время выезда мне удалось полетать в «диких» местах, попасть в слив и провалиться вниз ущелья, выбраться из него и долететь до 360 (есть такое характерное место на востоке от старта), также долетел до Драмсалы, слетал далеко за 360 и все полеты всегда были с возвращением и посадкой на штатном лендинг в Бире.
Поездкой очень доволен и могу смело рекомендовать это место для пилотов прошедших обучение, которые имеют уверенные навыки полетов рядом со склоном и в группе других пилотов, умеют безопасно взлетать с гор прямым и обратным стартом, имеют хорошие навыки захода на ограниченную посадку размером 50×50 метров. Это мои критерии оценки пилота, которого я был бы готов взять с собой для полетов в Бире.
А что насчет моих страхов?
Еда: все очень достойно и шикарно, не такая острая еда у них, да и всегда можно уточнить про остроту блюда перед тем, как его заказать. Всегда можно выбрать так, чтобы было и вкусно и не остро. Утром я обычно кушал бред омлет и пил чай с сэндвичем. На ужин понравились момошки, картошка с бараниной, курица с рисом. Все вкусное и порции большие — можно делиться с друзьями! По стоимости все очень доступно: завтрак 150-200 рупий, ужин — 300-400 рупий (курс пересчета в рубли 1,2).
Орлы: они есть и их довольно много, но если знать об их существовании и заранее быть готовым к тому, что они могу появляться довольно неожиданно, то все более менее нормально. Специально они в стропы залетать не хотят, но бывают случаи, когда заранее нужно громко крикнуть, чтобы птичка обратила на вас внимание и отвернула. Опасных сближений за время моих полетов не было, даже когда мне приходилось крутить в толпе из 30 орлов и грифов — некомфортно, всегда нужно вертеть головой, иногда гавкнуть на них, но все терпимо, чтобы выбраться повыше и долететь до штатного лендинга.
Змеи и пауки: в черте города, на посадке и на старте их не видели, но в крайний день вместо полетов мы решили прогуляться до антенного хребта, и проходя через чеки, мы встретили небольшую змейку. Не знаю, ядовитая она или не, желания проверять не было — прошли мимо. Мой страх оправдался, но опять же, если рассматривать черту города, то там все спокойно.
Пауков мы в это время года не встретили. Так что на этот фактор также можно закрыть глаза.
Провода: да... есть и много. Это нужно учитывать как при полетах в горах, так и при приземлении на нештатные посадки. В горах при больших высотах полета над рельефом провода не вызывают сложностей, все проблемы начинаются, когда пилот проваливается вниз и начинает «облизывать» склоны. В таких случаях нужно тщательно просматривать все вокруг себя, находить блики проводов, опоры ЛЭП и любые намеки на провод. Когда я летал за 360, то там были места, где провода шли вдоль склона и периодически скрывались в листве деревьев, и иногда проходили поперек ущелий и оврагов. Опять же, когда подготовлен к этому, то уже не так страшно и критично становится. При полетах в пределах 10-15 км от старта в любую сторону вдоль хребта особых проблем с проводами в горах нет.
Тигры и медведи: живут в горах вдали от поселений человека. Пилоты видели медведей возле «Пирамиды» — это несколько ущелий от старта. Дикие животные есть, это надо учитывать, особенно тем, кто собирается приземляться в горах.
Подводя итоги, могу сказать, что Бир — это великолепное место для пилотов практически любого уровня. Новички с хорошими навыками взлетов и приземлений смогут отрабатывать полеты в потоках, научатся работать в потоке и находить его центр, смогут более уверенно начать работать с крылом, оттачивая навыки активного пилотирования, совершат первые свои переходы от ущелья к ущелью. Для более опытных пилотов, которые уже умеют работать в термиках, откроются невероятные возможности по маршрутным полетам, чтобы отрабатывать тактику и стратегию полетов в горах. Спортсмены смогут ставить сложные задачи полетов в горах и реализовывать свои планы, расширяя свои возможности и улучшая личные рекорды.
За один выезд в Бир можно получить такой опыт горных полетов, который вы не получите за год полетов у себя дома. Бир — это то место, где можно превратиться в мастера маршрутных полетов за короткое время.