Этих полетов я ждал несколько месяцев, так как собирались мы туда поехать вообще в феврале, но из-за постоянного переноса отпуска у Складникова, мы выехали в сторону Домбая в конце марта. В эту поездку мы успели даже заехать на Юцу, увидеться с друзьями из Пятигорска, слетать маршрут Домбай-Теберда и поучаствовать на соревнования по скоростному парению на парапланах.
Домбай для меня — это 4-ое летное место на самом Кавказе. До этого удалось облетать Чегем, Былым, Архыз, поэтому представление о полетах в горах я уже имел достаточно приличное. По этой же причине уже не было того трепета, когда едешь в новое летное место, тем более настолько легендарное среди российских пилотов.
В Домбае удалось полноценно полетать всего 2 дня. Полноценно — это когда переходишь между хребтами и вершинами, летаешь маршруты между населенными пунктами. Так вот — первый день для меня был облеточный — аккуратное полетали вокруг Домбая, повышкрябывались возле скальничков, полетали с орлами и в конце дня приземлились в поселке возле мечети. Второй день дал возможность слетать в Теберду, пролететься над горой «Лысая» и с нулевой вертикальной скоростью приземлиться на въезде в Теберду. Да, я слышал от пилотов, что в Теберде регулярно запирает пилотов, вот и сам прочувствовал этот момент на своей шкуре. Неприятно, особенно когда рядом линии высоковольток...
Два летных дня в Домбае — класс! Хорошая тренировка перед соревнованиями. Когда хоть немного знаешь местность, в которой собираешься летать на соревнованиях, это уже большой плюс по сравнению с другими пилотами. Тем более, что местных пилотов практически не было.
Соревнования: ЧР Скоростное парение
Так вышло, что мне нужно было уезжать в Москву раньше, чем закончатся соревнования. Плюс к этому погода сильно портилась и из 7 дней соревнований разыграли всего два. Этого мало, чтобы разлетаться в новом месте и что-то показать, а мне вообще всего один день зачетный удалось полетать. Как же это было?
Пришел фронт с Юга и закрыл небо сильным ветром и низкой облачностью. В тренировочный день мы все весело съездили на Лысую гору над Тебердой. Вообще, по планам организаторов мы должны были всегда летать с этой горы, для этого в течение месяца бульдозерами расчищали дорогу наверх. Но так вышло, что с этой горы удалось слететь один раз и, к сожалению, в этот день не поставили таск по все тем же погодным условиям. Всего осмелились полететь 5 пилотов, если не ошибаюсь. Среди них был я и Складников Саня. Несмотря на низкую облачность, нам удалось перепрыгнуть через долину на соседний хребет и немного там полетать на зависть другим участникам соревнований. Больше мы не летали на этой горе — погода не давала такой возможноти и это было печально, потому что многие из участников соревнований рассчитывали на полеты в горах, высокогорные старты и снежные пики рядом с собой, но увы...
Дальше нас возили возили в сторону Усть-Джигуты, там есть два старта: первый облетали верхний старт под ЮЮВ направление ветра, но вне зачета. На следующий день уже отлетали на нижнем старте, и вот тогда поняли всю суть соревнований в дисциплине «скоростное парение»: судьи поставили интересный таск с большим числом точек, которые сначала нужно было взять, паря вдоль склона, и только потом уже уход на маршрут в сторону Кавказского хребта. И я вам скажу, это было феерично, когда куча пилотов носятся туда-сюда и даже сложно понимать, кто лидер в этом месиве. Когда много пилотов в одной локации, то очень легко следить за развитием погоды и потоками и можно эффективно выбирать более сильные потоки, не отвлекаясь на «сопли». Так вышло, что от склона по маршруту я уходил в тройке лидеров, причем у меня был старенький CrossAlps (EN-C), а соперники были на современных EN-D и CCC. Это показывает, что даже не самый свежий параплан EN-C класса летает рядом со склоном и выкручивает термики не хуже топовых компетов, но на переходах ему можно только посочувствовать — по глайду он серьезно уступает таким монстрам. В итоге не долетел до следующего потока и приземлился в нескольких километрах от склона, а ребята полетели дальше, но до финиша в этот день все равно никто не долетел.
На этом мои соревнования закончились — всего один зачетный день, на следующий день я уже ехал домой. Но при этом не было сожаления, что рано уезжаю. Считаю, что с такой погодой взяли максимум и облетали еще несколько летных мест на Кавказе. Это добавило в мою копилку еще три места: Домбай, Теберда и Усть-Джегута. Описание этих мест теперь есть у нас на сайте в разделе «Летные места на параплане».
Со слов Виталия Передереева.