Параплан — это свобода;
Параплан — это независимость;
Параплан — это наслаждение...
Что же такое параплан?
Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат, изготовленный из легчайшей ткани и строп. Внешне параплан похож на современный парашют-крыло: тканевое крыло, состоящее из нижних и верхних полотнищ, стропная система, обеспечивающая форму крылу. Даже само название параплан образовано из двух парашют планирующий. В настоящее время парашют отдаленно напоминает современный параплан. Тем более, что парашют — это средство спасения экипажа самолета, а параплан — летательный аппарат. Поэтому совсем некрасиво называть параплан парашютом, некоторых пилотов это сильно раздражает.
Как видно из фотографий, параплан состоит из большего количества секций. Форма крыла — эллипс, а не прямоугольник, как у парашюта. Строп намного больше, но и толщина их меньше. Высота от пилота до нижней кромки у парапланов в среднем составляет 7-8 метров; у парашюта эта величина в 2-3 раза меньше, а у некоторых экстремальных парашютов составляет 1,5 метра! Скорость снижения при полете на параплане составляет 1 м/с, что значительно меньше, чем у парашюта.
Как видите, даже по внешнему виду купола легко понять, что перед вами находится.
История развития параплана
Первые упоминания о полете встречаются во многих мифах и сказках. Ещё с древних времен люди мечтали о полете, достаточно вспомнить Мифы Древней Греции, в которых Дедал смастерил крылья из прутьев, воска и перьев птиц. Вспомните летучий корабль или ковер самолет. По сути параплан — это и есть ковер самолет; ведь когда он лежит на земле, то напоминает именно ковер, а поднявшись в воздух он позволяет летать, выполняя роль самолета!
Конечно, параплан в том виде, в котором он сейчас существует, появился не сразу. Появлению параплана предшествовала большая работа по созданию парашюта. В Европе в XII веке многие изобретатели пытались собрать из подручных средств летательный аппарат, опираясь на наблюдения за птицами. Но в то время у них ничего не получалось, испытатели часто получали травмы несовместимые с жизнью. Несмотря на то, что труд испытателя был очень опасен таких людей не становилось меньше. Человечество любым способом хотело ощутить чувство свободного полета. Ключевой фигурой в создании летательного аппарата был Отто Лилиенталь. Он смог собрать конструкцию, внешне напоминающую современные дельтапланы, из ивовых прутьев, хлопка и кожи. Этот аппарат позволял совершать старт с ног и имел небольшую скорость снижения. Отто выполнил более 2000 полетов с невысоких терриконов, отработал новые конструкции планеров и заложил основы конструирования летательных аппаратов.
Отто Лилиенталь
23.05.1848 — 10.08.1896
После появились моторные бипланы и стало понятно, что полеты — это опасное занятие. Конструкторы пытались найти способ обезопасить пилотов. Лучшим вариантом спасения жизни пилота стал парашют. Интенсивное изучение форм и динамики раскрытия парашюта привели нас к тому, что мы имеем — десантные парашютные системы. Параллельно велась работа по использованию парашюта в качестве летательного аппарата. В куполе проделывались специальные отверстия, позволяющие увеличить горизонтальную скорость до 20 км/ч. Таким парашютом уже можно было управлять. Со временем конструкции менялись, появились двухоболочковые парашюты — первые прототипы параплана. На них энтузиасты стартовали со склонов гор и слетали к подножию. 1983 год можно считать началом парапланеризма в Европе. В Россию первые парапланы попали в 90-е года прошлого века. Развитие парапланеризма держалось на энтузиазме первых пилотов. Благодаря им мы можем позволить себе полет на параплане!
Конструкция и характеристики параплана
Параплан состоит из ткани и строп — ничего сложного. Ткань купола не пропускает воздух — это главная особенность параплана. Если со временем ткань начинает пропускать воздух, то такой параплан приходит в негодность. Весит такая ткань в среднем 40 г/м2 — это легче листа А4 (он весит 80г/м2). Парапланерная ткань изготовлена по технологии рипстоп. Стропы параплана — это один из главных элементов. При толщине в 1 мм, они могут выдерживать до 50 кг! Соответственно требование к стропам: прочность и минимальное растяжение при нагрузках. С этими требованиями современные стропы справляются. Сам купол состоит из верхних и нижних полотнищ, которые сшиваются с нервюрами. Нервюра — это поперечный элемент купола, формирующий его профиль. В нервюрах имеются отверстия для свободного перетекания воздуха внутри крыла — это необходимо для быстрого наполнения всех отсеков параплана.
Полеты на параплане
Это одно из удивительных вещей на Земле. Более простого и доступного способа научиться летать не найдешь. Существует много способов реализовать свою мечту и все это на параплане:
- летать в свое удовольствие;
- совершать длинные маршруты;
- участвовать в соревнованиях по заданному маршруту;
- выполнять акробатические элементы (Акро);
- использовать парамотор или телегу для полетов с друзьями.
Есть много способов реализовать себя. Полеты можно разделить на свободные и моторные. Свободные полеты — это использование метео-условий для набора высоты и поддержания длительного полета. Моторные полеты на параплане основаны на тяге, которую создает двигательная установка.